Ваша история хороша настолько, насколько хорош ваш антигерой.
Антагонисты должны быть самыми сложными персонажами в истории. Неглубокие антагонисты утомительны как для читателей, так и для писателей.
Антагонистом может быть кто угодно или что угодно: злая ведьма, лучший друг, погода, зависть, неуверенность в себе, сумасшедшая любовь.
АРХЕТИПЫ ЗЛОДЕЕВ:
• Чистое зло
• Вынужден быть злодеем
• Злодей, который прав
• Герой, ставший злодеем
• Злодей, оказавшийся хорошим парнем
• Тупой злодей
Антигерои – это персонажи, которые заставляют вашего героя делать выбор. Если этого не происходит, значит антигерои не делают свою работу.
В определённых жанрах для злодея имеет смысл быть «тёмным зеркалом» героя. В нём благородные порывы вашего героя заменяются на самые низменные.
Помните: зло не знает, что оно зло. Злодей утром встаёт с кровати и идёт на работу с песней, считая, что всё то, что он делает, правильно.
Каждый персонаж думает, что он «герой»; «злодей» не является исключением.
Создать хорошего злодея поможет понимание того, почему он является главным героем в его собственной версии мира.
Гораздо легче вредить герою тем злодеем, который знает героя много лет и тесно связан с его жизнью, чем тем, с кем они только познакомились.
Старайтесь давать антигерою все основания для того, что он делает (в комиксах Marvel герой сам создаёт худшего врага, обижая его в прошлом).
Чем больше описаний и установок в сценарии вы тратите на антигероя, злодея или плохого парня, тем более злобными они должны оказаться.
Два варианта ужасающего злодея:
• Абсолютно отличается от нас (чужое, непознаваемое)
• Это наше тёмное зеркало (слишком близкое, гнетущее)
Лучшие злодеи увлечены своими целями. Эта страсть позволяет им так же, как и главным героям, удивительными способами изменять правила игры.
Злодей, который попадается в очевидные ловушки, приходит на встречу без запасного плана, внезапно теряет хладнокровие, не будет убедителен.
Злодей – это тот, кого мы любим ненавидеть. Добить уже лежащего или унизить самого слабого в классе достаточно, чтобы заслужить ненависть.
Вызывайте симпатию к плохому персонажу, показывая, что он любит. Серийный убийца, любящий оперу, – клише, но приём работает с любым злодеем.
Хорошие злодеи не просто делают хуже главному герою. Они делают это лично.
Чем более весёлым кажется ваш злодей, тем сильнее его ненавидит аудитория (и любит одновременно).
Антигерою не нужно ругаться, кричать или быть сумасшедшим, чтобы быть угрожающим. Иногда самые спокойные злодеи несут самую сильную угрозу.
У некоторых из лучших злодеев очень мало предыстории. Великий злодей живёт и умирает с мыслью о том, чего хочет, готовый на всё, чтобы это получить.
Не раскаявшихся антигероев весело писать. Но если они знают, что поступают неправильно, вы бесплатно получите источник внутреннего конфликта.
Вместо того, чтобы стремиться заставить нас ненавидеть злодея, дайте почувствовать его, понять точку зрения. Это и есть основа ненависти.
Не позволяйте мотивации злодея вытекать из сюжета. Если антигерой начинает бороться против героя, а не для себя, значит, что-то пошло не так.
«Потому что он сумасшедший» недостаточно хорошо характеризует злодея. Решили добавить в сценарий психических заболеваний, исследуйте тему.
В мире тысячи фильмов, в которых наставник оказывается злодеем. Если вы не придумали супер-оригинальный поворот, не используйте этот штамп.
Помещайте в вашего главного героя лучшую версию себя, а в вашего антигероя всё самое тёмное.
Творческие заметки – дело индивидуальное, очень личное, интимное. Этот пост будет о том, что именно хранить в заметках. Немного о том, где хранить. Совсем чуть-чуть про то, как хранить свои полезные идеи и мысли. Бонусом, проверенный временем, алгоритм монетизации заметок.
Сначала вопросы:
Как часто вы вдруг придумываете нечто классное, но обдумать, как следует, не позволяют обстоятельства? А когда, перед сном, приходит светлая мысль, вы обещаете себе, что утром все запишите? Сохраняли ли вы идею, которая через день казалась пресной или непонятной?
Чаще всего, уменьшение подобных ситуаций — вопрос организации ваших записей и потенциально полезных мыслей. В надежде решить эту проблему, я обратился к мастерам и мэтрам. Вот как работает с заметками Вуди Аллен:
Вуди Аллен — гений. Но, далеко не все авторы хранят заметки пачкой бумажных обрывков в тумбе у кровати.
Например, Илья Ильф, один из любимых комедийных авторов. Его записные книжки всегда у меня под рукой. Поднимают настроение, мотивируют.
Мой экземпляр не самый свежий. Издание 1957 года. К тому моменту сборник издавался уже двадцать лет.
После Ильфа осталось много книжечек. Некоторые из них заполнены на половину, некоторые на треть, а в некоторых записи занимают лишь две-три странички. Остальные пусты или покрыты рисунками. Все это легко упаковали в маленькую книгу на двести страниц.
Читать заметки Ильфа – одно удовольствие. Настолько тонкое чувство юмора, что даже сейчас, почти каждая запись вызывает эмоции. А учитывая, что сюжет двенадцати стульев Ильфу и Петрову принес и подарил Валентин Катаев, брат Петрова, очень интересно наблюдать, как заметки разных лет внедрились в новую историю.
А что другие классики:
Писатели относились к своим записным книжкам так же требовательно, как и к художественному творчеству.
Собрание сочинений Чехова размещено в тридцати томах. Из них – лишь один том записных книжек. Крут Чехов еще и тем, что о его записных книжках написаны отдельные книги другими авторами. О записных книжках Чехова немало написано К. Чуковским, 3. Паперным, Г. Белой и другими.
Лаконизм записных книжек Довлатова позволил ему запечатлеть обстоятельства жизни множества людей и свой собственный образ. Он почти ничего не утаил из своих мыслей, поступков и чувств. Заслужил любовь читателей, многократно переиздавался в России и Америке.
Довлатов сам прекрасно понимал, что далеко не каждая его запись будет иметь значение для потомков. Публикуя записные книжки при жизни, он адресовал их современникам.
А еще…
Если, ввести на сайте любого онлайн магазина в разделе книги поиск по словосочетанию «Записные книжки», вы увидите миллион предложений… разных блокнотов. Надо признать, название «Записные книжки» не самое удачное для продвижения книги в интернете.
Но, покопавшись в поисковике, вы обязательно найдете других писателей. Здесь все:
Как ни странно, самостоятельным литературный жанр записные книжки наукой до сих пор не принимается. Ни в энциклопедиях (не считая Википедию), ни в учебниках, ни в исследованиях литературных процессов записные книжки не фигурируют, но регулярно переиздаются и продаются в розницу гигантскими тиражами.
Самый успешный писатель, с точки зрения монетизации заметок, Лев Толстой. Трехтомник записных книжек могучего старика потянет на три бутылки нормального вина. А еще лучше совместить одно с другим.
А что там внутри?
Содержание записных книжек, а в месте с тем и саму суть черновиков, отлично описал Рэй Брэдбери:
«Я начал делать короткие заметки и описания всего, что люблю и ненавижу. Все два года, когда мне было двадцать и двадцать один, я ходил кругами, чувствуя, есть что-то такое, в чем кроется мое настоящее «я».
И я нашел это «что-то», когда мне было двадцать два. Как-то после обеда я сел за пишущую машинку и напечатал название «Озеро» на первой странице рассказа, который написался сам буквально за два часа. Когда эти два часа миновали, я сидел за машинкой на крыльце, залитом солнцем, и слезы капали с кончика моего носа, а волосы на загривке стояли дыбом.
Я продолжил составлять длинные списки, куда вносил самые разные существительные, иногда — с определением. Именно эти списки в конечном итоге и подтолкнули меня к написанию моих лучших вещей. Я на ощупь искал путь к чему-то искреннему и честному, спрятанному под крышкой люка у меня в голове.
Я начал видеть закономерности в списках, в этих словах, которые я спонтанно изливал на бумагу, позволяя своему подсознанию вроде как сыпать крошки птицам. Глядя на эти списки, я видел свои прежние любови и страхи, связанные с цирками и бродячими карнавалами.«
От себя хочу добавить 5 полезных навыков в работе с заметками:
1) Станьте коллекционером. Собирайте идеи, куски диалогов, типы людей, социальные тенденции – всё, что вас тронуло. Они обязательно пригодятся.
2) Начиная делать заметки, не тратьте свою энергию на мелочи. Сохраните её для тех моментов, которые в первую очередь вызывают эмоции.
3) Исследуйте сами. Не полагайтесь только на похожие фильмы и книги. Вы не можете создать уникальный мир из чужих материалов.
4) Если у вас есть специальные знания: химия, архитектура, уголовное право или что-либо другое – используйте их в работе. Экспертиза – всегда интересна.
5) Храните все кусочки информации, которые планировали ввести в сценарий. Не уничтожайте старые заметки, даже если передумали их использовать.
Как заметки собираю я:
Все ценное, что попадается мне в течении дня, я сначала сохраняю в одну папку. Все ссылки или выделенную информацию копирую в буфер с названием «Разобрать». И, раз в месяц (бывает и реже), пробегаюсь по нему и раскладываю заметки по полочкам. Группирую по разным аспектам моих занятий, уделяя особое внимание информации, которая способна интегрироваться и усилить мои текущие проекты.
Не удивлюсь, если, совсем скоро, читатели будут покупать не записные книжки, а Гуглдоки или Дропбоксы известных авторов.
Вернемся к монетизации:
Безусловно, записные книжки, это – материал для создания художественного произведения, но это и самостоятельный жанр литературы, если они дают возможность поднять репутацию писателя как мыслителя, наблюдателя, художника, да еще и помогают прилично заработать издателю.
Но не всякому писателю удавалось использовать записи как материал к созданию художественного произведения. Именно поэтому, немногие записные книжки вошли в собрание сочинений, а большинство осталось в архивах.
В соответствии с этой статистикой, получаем следующий алгоритм монетизации творческих заметок:
1. Начинайте делать заметки и накопите много.
2. Напишите на основе ваших идей полноценное произведение (лучше несколько), которое станет хитом.
3. Опубликуйте свои записные книжки при жизни.
И если с первым и третим пунктом алгоритма, вы без труда справитесь сами, то со вторым пунктом вам поможет мой авторский онлайн-курс сторителлинга. Ищите его по ссылке: http://avtorslov.ru/storytelling/
П.С.:
Друзья! Желаю вам дойти до уровня «публикация заметок». Это очень круто! Выше только попадание в школьные учебники.
Создавайте персонажи с мечтами, недостатками и благородными побуждениями так, чтобы они пересекались и приводили к конфликту друг с другом.
Решения ваших персонажей должны становиться прямой причиной конфликта, даже если они думали, что эти решения будут выгодны или полезны.
Если персонажи, имеющие противоположные точки зрения, соглашаются на общий план, убедитесь, что они не согласны на более мелкие детали.
Мало просто сказать, что два персонажа ненавидят друг друга или у них есть счёты. Зритель выясняет состояние их отношений, их взаимодействие.
Что даёт герою любовный интерес? Что новое он или она привносит в жизнь? Если ответ – «отношения», пора копать глубже и найти реальный ответ.
Чтобы создать хороших персонажей, создайте хорошие препятствия.
Ваши персонажи не должны легко уходить от конфликта. Если герой уходит от аргументов, когда когда сюжет становится более интересным, это разочаровывает.
Здорово, когда один или два ваших персонажа отпускают шутки во время серьёзных моментов, но очень странно выглядит, когда это делают все.
Мы все полны предрассудков и стереотипов, но наши герои не должны им соответствовать. Интересно писать против собственных предубеждений.
Создавайте каждый персонаж с уважением. Охранник это, комик или просто приятель, у них есть тайны, надежды, мечты, страхи и чувство юмора.
Если персонаж никогда не делает и не говорит ничего интересного, то почему актёр должен захотеть играть эту роль?
Зрители должны быть эмоционально вовлечены в судьбу персонажей, переживать их надежды и мечты, триумфы и провалы, чувствовать с ними связь.
Любите своих персонажей – они ваши дети. Они даже лучше ваших детей: вы можете контролировать то, что они говорят и делают.
Разработка персонажей
На ранней стадии концепции прежде всего работайте над персонажами. Если начнёте с сюжета, многое будет выглядеть вынужденным и запутанным.
Первое, что вы должны знать о персонаже любого класса, культуры или времени, это что он хочет и почему он этого хочет. Затем всё остальное.
Базовые вопросы к персонажам:
• Возраст.
• Работа, профессия, занятие.
• Отношения (романтические отношения).
• Финансовое положение.
При введении персонажей в сценарий, сосредоточьтесь не столько на физическом описании, сколько на их психологическом характере и личности.
Разработка личности персонажа:
• Бэкграунд
• Позиция (отношение к миру)
• Кругозор
• Чувства
• Реакции
• Этика
• Мораль (нравы)
• Язык тела
• Манеры
• Мотивы
• Эмоции
Расширяйте знания о персонаже, исходя из его роли в истории. Мы должны что-то о нем знать, только если от него что-то зависит.
Когда вы будете развивать своих персонажей, важно помнить: все они считают, что являются главными героями в своей собственной истории.
Создавайте второстепенных персонажей, способных бросить вызов главному герою. Не стоит окружать его людьми, которые со всем согласны.
Каждый персонаж должен иметь свое мнение. И все они должны быть немного правы.
Когда вводите новый персонаж, заставьте его обозначить свою цель и действовать в первой же сцене, сразу давая представление, о том, кто он и зачем.
Персонажи, которые ни в чём не нуждаются,– драматически мёртвый груз. Описывать их бывает весело, но это напрасно потраченное время.
Избавляйтесь от незначительных персонажей, которые оказывают минимальное влияние на историю. Уничтожайте их совсем или объединяйте с другими.
Иногда герою нужны странные причуды. Если читатель не может понять, что персонаж собирается делать дальше, он будет продолжать читать.
Создавая друзей главного героя, помните: наши друзья – это люди с такими же, как у нас, недостатками.
Думайте о том, откуда у ваших персонажей появляются недостатки, как их недостатки упрощают жизнь. Никто не становится придурком без причины.
Мы сопереживаем героям, у которых есть что-то, что делает их уязвимыми. Мы видим и понимаем их слабые стороны.
Разрабатывая персонажей, не обязательно начинать с детства и прорабатывать всю жизнь героя. Главное – детально знать, кем они являются сейчас. Персонажам не нужны детские травмы или формирующие события для того, чтобы быть интересными. «Интерес» определяется тем, что они делают.
Заглядывайте «внутрь» персонажей. Поместите десять человек в комнате, и вы получите десяток тёмных тайн, обид и безответной любви.
Изучайте собственные мысли, чувства, надежды и страхи. Чем больше мы понимаем себя, тем больше наши персонажи похожи на реальных людей.
Пробуйте понять персонаж изнутри. Не спрашивайте: «Что будет чувствовать мать–одиночка?», спросите: «Что почувствую я, будь я мать-одиночка?».
Когда не «видишь» своих персонажей, может помочь фальшивый кастинг. Вообразите, что героя играет, скажем, Дмитрий Нагиев, и многое станет яснее.
Только когда вы действительно бросите своих персонажей в историю, вы сможете по-настоящему понять кто они.
Для хранения важной информации о персонажах попробуйте использовать данный формат: