Слова и язык

Слова и язык

Ничего так не отрезвляет, как актёр, абсолютно неправильно читающий одну из ваших сцен. Ищите понятный для тупых (актёров) язык.

Изучайте каждое слово, которое вы написали на странице. Ищите слова, которые не служат никакой цели. Заменяйте или удаляйте ненужное.

Не используйте длинное слово, где можно обойтись коротким. А если слово можно вырезать, всегда вырезайте его.

Убирайте из сценария неясные акронимы, технические термины или даже очень необычные слова. Плохо, когда читатель отвлекается, чтобы найти ответ в интернете.

Я не думаю, что нужно описывать свет в комнате, как «прохладный». Но я уверен, что можно установить на компьютер словарь и найти синоним.

Сленг, произношение и причудливые повороты фраз ваших персонажей не просто круто для диалогов – это путь в их мир.

Не стоит, придумывая новые слова для инопланетных рас и сумасшедший волшебный язык «Бу–за– га», ожидать, что все знают, о чём вы говорите.

Люди действительно говорят слова «ну» и «короче», но это совершенно не значит, что персонажи вашего сценария тоже обязаны произносить такие же слова.

Лучший язык в основном состоит из простых невзрачных слов. Но помните, произнесенное слово может выглядеть странно, когда записано.

Не злоупотребляйте фразой «Чёрт побери!». «Чёрт побери, Ольга! Я люблю вас!», «Чёрт побери, это ошибка!». Это диалог для первого варианта сценария.

Не говорите «бесконечно», когда имеете в виду ‘очень’; иначе у вас не будет слова, чтобы сказать о чем-то действительно бесконечном.

Отдельные слова – «маркеры» дают возможность аудитории понять, что этот диалог является важным. «Я обещаю» и «поверьте мне» – два «маркера».

Не используйте слово «притворяться», если вы не знаете, что это значит.

Не используйте абстрактные существительные, когда есть конкретные. Имеете в виду «Больше людей умерло», не пишите «Увеличилась смертность».

Если любой из вас напишет, что персонаж «проронил слезу», я навсегда перестану с вами разговаривать. Я серьёзно.

Не стоит создавать фальшивые компании (Кока– Кома, Зугл и т.д.) в сценарии. Это отвлекает. А ваша задача состоит в том, чтобы материал читался легко.

Разве вы должны писать так, как писатель? Если вы не умеете сочинять метафоры, просто не используйте их.

Старайтесь не использовать метафору, сравнение, или другую фигуру речи, которую вы привыкли видеть в печати.

Никогда не используйте иностранную фразу, научное слово или жаргонное слово, если можно придумать русский эквивалент.

Не используйте «кавычки», когда они «совершенно необоснованны».

Используйте язык так, чтобы было четко понятно, что вы имеете в виду, и убедитесь, что ваше предложение не может означать ничего другого.

Будьте осторожны с вашей лексикой. Отдельное слово, как капля йода в бутылке воды, может изменить цвет всей вашей рукописи.

Удаление лишнего

Удаление лишнего

Совершенство достигается не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего отнять (с) Антуан де Сент-Экзюпери

Пиши без страха. Редактируй без пощады.

Работа над текстом — это полирование хорошего (10% времени) и очищение от плохого (90% времени).

Посмотрите на свою работу со стороны. Будьте подробным, честным и жестоким с самим собой.

Нужно быть безжалостным к собственным записям, или кто–то другой будет. © Джон Берримен

Не прилипайте слишком сильно к тому, что вы хотите, чтобы случилось. Создание сценария – это процесс, он постоянно меняется и продолжается.

Редактируя сцену, учитывайте эффект домино не только в поздних, но и в ранних сценах. Особенно тщательно проверяйте текст, перемещая сцены.

Всегда старайтесь внимательно отслеживать, что ваши персонажи знают и чего не знают. Герои смогут запутать, соврать или скрыть что-то от других.

Если вы изменили имя персонажа, то трижды проверьте сцены. Иначе потом останется гадать, почему Саша превратился в Антона, на трёх страницах.

Не переживайте, уничтожая большую или маленькую часть мира вашей истории. Вы породили, вы можете и убить.

Суть редактирования вовсе не в удалении того, что плохо написано, а в сокращении любых (даже хороших) кусков, которые замедляют историю.

Вырезать, вырезать, а затем сократить ещё больше. А когда вы закончите, снова резать!

Удаляйте явно очевидные сцены. Просто перемещайтесь вперёд во времени. Вы будете удивлены, сколько зрители могут выяснить самостоятельно.

Удаляйте сцены, тупо соединяющие события. Если сцена лишена конфликта и не затрагивает эмоциональное состояние главного героя, она не нужна.

При поиске того, что вырезать, начинайте с первого акта. Все ли настройки нужны в начале, если вы даёте аудитории ту же информацию позже?

У вас есть сцены, в которых персонажи знакомятся, представляются друг другу, умиляются старой дружбой? Тогда вы знаете, что нужно сократить.

Поверьте мне, нет ничего скучнее, чем сцена, в ко- торой два персонажа осторожно и вежливо говорят друг другу правду.

Сокращайте! Например, вместо того, чтобы показывать, как ваш герой работал всю ночь, он просто появится с красными глазами на следующее утро.

Не оставляйте своего героя в одиночку думать о вещах и загадках. Удаляйте любые сцены, где они ищут правду, просматривая файлы, письма и т.д.

Вы знаете, что лучше, чем бесконечно возиться с диалогами в плохой сцене? Вырезать целиком. Вы удивитесь, переписывать – это легко!

Больше нечего сокращать? Значит, вы закончили. Но если каждый новый вариант сценария длиннее предыдущего, значит, вы что-то делаете не так.

Читайте и исправляйте, перечитывайте и опять исправляйте до тех пор, пока ваш текст не станет похож на ваши мысли. © Жак Барзун

Проверка текста

Проверка текста

Перед началом правки прочитайте сценарий вашего любимого фильма. Когда вы вернётесь к своему проекту, голова будет наполнена прекрасным.

Хорошая история проверяется ограничениями: будет ли она работать только с двумя персонажами? Может всё это происходить в течение одного дня?

Перечитайте каждую сцену и спросите: «Что я хочу, чтобы чувствовала аудитория?». Если нет ответа, возможно, сцена запутанная или ненужная.

Объединяйте предложения, особенно если они имеют общий предмет. Это часто делает чтение более легким и гладким.

Один из лучших способов настроить логику истории – пройти по сценарию и спросить: «Почему сейчас?» (Героя предаёт друг. Но почему сейчас?).

Измените точку зрения, чтобы найти скрытые ошибки. Прочтите сценарий на другом устройстве вслух, измените шрифт и цвет и т.д.

Застряли при переписывании? Попробуйте распечатать страницы и прочитать их с красным карандашом в руке.

Представьте, что вы актёр, и сами произнесите собственные диалоги. Штампы всегда заметнее, когда вы говорите вслух.

Поговорите с собой голосом вашего героя. Начните диалог, чтобы почувствовать слова. Вы «услышите» проблемы, которые могли «не слышать» в голове.

Обращайтесь за помощью, когда это необходимо. Проблемы с сюжетом – обсудите с другим сценаристом, минусы презентации – с другом или с семьёй.

Нет смысла показывать сценарий близким людям, которые раньше их никогда не читали. Ваша мама скажет: «Дорогой, это здорово!», что бы вы ни на- писали.

Если читатели замечают в тексте что-то, о чём вы даже не думали, спрашивают о незначительных деталях или персонажах, слушайте и используйте.

Два противоположных замечания разных людей к одной сцене не компенсируют друг друга, а означают, что в этой сцене точно существуют проблемы.

Мы напрасно не воспринимаем критику сценария от людей без опыта. Помните: только то, что диагноз неправильный, не означает, что проблемы нет.

Неприятно это писать, но, когда актёры говорят, что с текстом проблемы, они обычно правы.

Отложите крайний вариант своего сценария, а за- тем прочитайте, притворяясь, что вы никогда не читали его прежде. © Нил Гейман

Вопросы к сценарию:

  1. Представьте себе трейлер. Он впечатляет?
  2. Идея по-настоящему интригует — или она средняя, требующая совершенного исполнения?
  3. Кто целевая аудитория? Пойдут ли ваши родители смотреть в кинотеатр?
  4. История рассказывает о наиболее важных событиях в жизни ваших персонажей?
  5. Создает ли сценарий вопросы: «Он найдет правду? Неужели она это сделает? Влюбятся ли они друг в друга?»
  6. Эта идея оригинальна?
  7. Есть цель? Есть стимул? Всё работает?
  8. Это смешно, страшно, или захватывающе? Все три составляющие?
  9. Что в истории такого, чего аудитория не может получить от реальной жизни?
  10. Что поставлено на карту? История создаёт потенциал для изменения жизни персонажей?
  11. Каковы препятствия? Есть достаточно сложная задача для героев?
  12. Что сценарий пытается сказать, и стоит ли это того, чтобы быть сказанным?
  13. История перемещает аудиторию в другой мир?
  14. Сценарий предсказуем? Есть в нём сюрпризы и повороты в рамках основного сюжета, а также отдельных сцен?
  15. Это правдоподобно? Реалистично?
  16. Есть сильная положительная эмоция в центре истории?
  17. Все роли желанны для актёров? Есть ли роль, которую захочет играть звезда?
  18. Есть хотя бы одна сцена, где эмоциональный конфликт главного героя доходит до кризисной точки?
  19. Каковы цели, желания и потребности персонажей? Какая самая драматическая потребность у главного героя?
    1. Что аудитория хочет для персонажей? Нет ли персонажей, которые вызывают безразличие?
    2. Получилось пропустить каждый персонаж через столько эмоций, сколько было возможно (любовь, ненависть, смех, плач, месть)?
    3. Персонажи должны измениться. У вас есть арки персонажей?
    4. Главный герой вовлечён во всю историю? Контролирует ли он её исход?
    5. Сценарий верно отформатирован?
    6. Правильные орфография и пунктуация? Предложения сформулированы правильно?
    7. Есть различимая структура из трех актов?
    8. Все сцены необходимы? Никаких сцен вне сюжета, они умрут на экране!
    9. Пояснения в сценарии должны направить мысленный взор читателя, а не камеры режиссера. У вас так?
    10. Какой крючок сразу цепляет в истории? Вы успели за десять страниц (или десять минут) захватить аудиторию?
    11. Мелкие детали добавляют реалистичности. Вы прошлись по сценарию с этой точки зрения?
    12. Каждая отдельная линия должна либо продвигать сюжет, либо рассмешить, либо выявить черту характера, либо два в одном, а в лучшем случае – все три сразу.
    13. Нет пропущенных деталей сюжета? Нет об- ратного движения?
    14. Получится рассказать вашу историю картин- ками?
    15. Не более 125 страниц, не менее 110… иначе первое впечатление будет либо «надо сокращать», либо «надо дописать».

Правки

ПРАВКИ

Правки — это усиление. Совсем не обязательно хорошо писать, достаточно уметь хорошо за собой переписывать.

Пишите, чтобы найти то, что вы должны сказать. А редактируйте, чтобы понять, как сказать это правильно.

Не редактируйте себя на ранней стадии мозгового штурма. Переживая, что добавили «слишком много», вы рискуете не дойти и до середины второго акта.

Переписывание в процессе – это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед, препятствующий свободному потоку мысли и ритму.

Перфекционизм может быть полезен в завершающей стадии любого художественно- го проекта. Но для первого варианта – это моментальный убийца.

Помните: Вы не создадите удивительной метафоры или красивого оборота речи, если займётесь самоцензурой с самого начала. Пишите первый вариант, затем правки.

Дорабатывая сценарий, заново обдумывайте каждый фрагмент. Есть ли другие варианты этой линии? Может ли этот персонаж быть оригинальнее?

Упрощайте. Фокусируйте. Объединяйте персонажей. Не ищите обходных путей. Будет казаться, что вы теряете ценные вещи, но это освободит вас.

Добавьте жанра. Если это комедия, усильте все сцены шутками, если триллер – ужасом. Сделайте жанр очевидным на каждой отдельной странице.

Поднимайте ставку в концепции. Вместо выборов мэра может быть президентская гонка, если речь о девственнице, сделайте её 40–летней и т.д.

Всегда проходите сценарий исключительно с точки зрения удобочитаемости. Изменяйте слова в предложениях для максимального эффекта сентенций.

Делайте отдельные правки, чтобы сценарий был удобным для чтения. Меняйте некоторые вещи внутри предложений и смотрите, как изменился эффект.

Если чтением сценария вашего фильма трудно наслаждаться, значит, никому не под силу будет заставить аудиторию наслаждаться и самим фильмом.

Хорошего написания не существует. Есть только хорошее переписывание.

Первый драфт истории

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ. ДРАФТ ИСТОРИИ

Когда я пишу первый драфт, всегда напоминаю себе, что я просто сгребаю песок в коробку, чтобы потом можно было строить замки (с) Шеннон Хейл

Не бойтесь писать плохой вариант сценария. Если он существует, вы можете это исправить. Если его не существует, вы не можете ничего с этим поделать.

Всегда легче пересмотреть сценарий, даже действительно ужасный, чем противостоять тирании пустой страницы.

Первый вариант сценария на самом деле является только отправной точкой. Старайтесь добраться до неё так быстро, как только сможете.

Семьдесят процентов первого драфта — мусор, а 30 процентов — золото, но вам придется написать 100 процентов, чтобы получить эти 30.

Не стоит тратить больше чем три месяца на первый вариант сценария, если он не выдолблен руками на каменной плите.

Есть два первых варианта сценария: первый вариант, который вы пишете для себя и первый вариант, который вы показываете кому–то другому.

Никогда не показывайте никому незаконченный первый вариант. Даже если они попросят посмотреть. Даже если они настаивают. Никогда!

Первый драфт чреват трудностями. Это похоже на очень болезненное рождение ребенка, но после этого забота и игра с ребенком полны радости.

После завершения первого варианта сценария отложите его по крайней мере на неделю. Когда вы вернётесь, слабые моменты станут очевидными.

Не посылайте продюсерам ваш первый сценарий. Молодой столяр не будет продавать свой первый стол, а отдаст его бабушке. Она слепая и не видит уродства.

В первом варианте сценария допустимы участки, имеющие только эмоциональный смысл, но в финальном варианте должен появиться смысл логический.

В первом варианте текста не стоит сильно переживать за третий акт. Это та часть сценария, которую легче всего исправить без «эффекта домино».

После завершения первого драфта не забудьте написать «КОНЕЦ» после финальной строки. Впереди ещё долгий путь, но это уже маленькая победа.

Если вы напряглись и закончили первый сценарий, вы уже достигли большего, чем 99% людей, которые когда–либо имели идею фильма.

Каждый первый драфт идеален, потому что все, что нужно сделать первому драфту — это существовать.

Первый драфт — для писателя. Второй драфт — для редактора. Последний драфт — для читателя.

Описания

ОПИСАНИЯ

Надо делать

Пишите окружающий мир таким, каким его видит ваш герой (город может быть одиноким или живым, в зависимости от того, что у героя в голове).

Ярость делает сцену захватывающей. Не пишите «она бьёт его кулаком», не сообщая, где и как. Смутное действие – скучное действие.

Если вы пишете «за кадром слышен работающий телевизор или радио», то прописывайте и сам закадровый диалог.

Используйте метафоры и аналогии, соответствую- щие времени сценария. «Промчался как ракета» не подходит, если вы пишете об эпохе правления Петра.

Внятно описывайте появляющиеся персонажи. Ощущение портится, если кто–то начинает говорить, а читатель не знает, кто это и откуда он взялся.

Вы можете замедлить ход и сфокусироваться на маленьких деталях, если эти маленькие детали жизненно важны для вашего главного героя.

Повторяющиеся события, такие, как дни рождения, новый год и т.д. плюс титр «ГОД СПУСТЯ» – это элегантный способ показать течение времени.

Поднимайте вопросы, давайте намёки, оставляйте загадки – делайте всё, чтобы удержать желание перевернуть страницу. Опыт совершенствует этот приём.

Обязательно пишите установки каждой сцены. Чтобы не возникало вопросов, почему кто–то заговорил, а мы даже не знали, что он присутствует.

Маскируйте изложение информации. Очевидные методы (герой звонит другому и объясняет, что с ним происходит) все уже были, и все они – отстой.

Не надо делать

Описывайте только то, что важно для ваших персонажей. Это не роман, никого не волнует, как выглядят облака и как их пронзает солнечный свет.

Не пишите «он смотрит вправо» или «налево от неё», если могли бы написать «он смотрит на дверь» или «в её сторону». Направляйте нас на цель.

Если вы используете один и тот же вид метафоры три раза в одной сцене, это заметят. А если заметят, значит, отвлекутся от сюжета… и всё.

Избегайте двух прилагательных «сад дикий и переросший», «лицо бледнеет и становится печальным». Выбирайте и используйте единственное слово.

Если это НЕ жизненно важно для персонажа, зрители этого не должны этого знать, (какой бренд автомобиля, обуви и смартфона он имеет). Реклама не ваша задача.

Старайтесь описывать массовые сцены в одну строку, например: герой в спальне. Оставьте силы на описание пространств, раскрывающих характер.

Меньше метафор и сравнений. Они склеивают действие и делают прозу мягкой, «цветочной», порой даже болезненной, а это часто неуместно.

Добавление «я шучу» в конце строчки диалога не делает плохую шутку смешнее.

Один персонаж шутит плохую шутку, а второй отмечает, что шутка была плохой. Это выглядит как извинение, старайтесь сразу писать смешную шутку.

Не пытайтесь пугать, описывая грудой слов «жуткую окружающую атмосферу» – это работа режиссёра. Ваша задача – напугать самой историей.

Друзья, если вы добавляете гром и молнию в третий акт, помните, что они не делают его автоматически более зловещим.

Атмосфера не появится из описания зданий, фонов. Атмосфера вытекает из того, что происходит с вашими персонажами и как они на это реагируют.

Если вы даёте одну и ту же информацию 2 раза, может показаться, что это жизненно важный элемент сюжета. 3 раза и более – вы считаете всех идиотами.

Лаконичнее в заголовках. «INT. Просторная спальня – ДОМ ИВАНОВЫХ – на востоке города – ДЕНЬ» меняем на «INT. СПАЛЬНЯ ИВАНОВЫХ – день».

Не нужно писать «пауза» внутри диалога, когда кажется, что так будет прикольно. У актёров будут свои идеи на этот счёт.

Если вы пишете о месте, в котором реально были, не поддавайтесь искушению покрасоваться. Нам нужно почувствовать это место, а не побывать на экскурсии.

Не скрывайте внутри больших блоков текста маленькие, но важные действия (кто–то ушёл). Читатель может запутаться, пропустив эту информацию. «Он слышит», «Она видит», «Они смотрят как» – всё это наполнитель. Просто пишите то, что происходит, описав заранее всех персонажей сцены.

Не убивайте историю деталями. Когда приходит время самых эмоциональных сцен, избавляйтесь от описаний и дайте диалогу делать свою работу.

Избегайте моментов (странные слова, необычные фразы, то, что обязательно нужно видеть своими глазами), которые могут сбить читателя с толку.

Не загружайте людей математикой. Вместо конкретных дат и времени используйте простые фразы типа: «20 лет спустя» или «За 2 часа до взрыва».